"АЛРОСА" в Анголе

@@

Вряд ли федеральные власти имеют сколько-нибудь четкое представление о наших интересах на Африканском континенте

1999-12-09 / Владимир Санько



"Катока" - не только новые доходы. Это и усиление позиций России на мировом алмазном рынке.

ИЗ ВСЕХ масштабных проектов советского сотрудничества со странами Африканского континента в современных условиях выжил единственный - освоение алмазного месторождения "Катока" в Анголе. И это произошло в результате всемерной поддержки ангольского правительства и последовательных долголетних, еще с 1988 года, усилий руководства сначала ПО "Якуталмаз", а потом АК "АЛРОСА".

Месторождение "Катока" входит в пятерку крупнейших алмазных трубок мира. Диаметр трубки равен приблизительно 900 м. Запасы ее оцениваются в 400-500 млн. каратов. В развитие проекта предстоит построить один из крупнейших в мире горно-обогатительных комбинатов с годовой производительностью 4-5 млн. каратов, что соответствует 350-400 млн. долл. В настоящее время разработка месторождения ведется карьерным способом, который в африканских условиях до сибирских глубин в 400-500 метров не применим. В сезон дождей котлован заливается, мягкий грунт требует более пологих склонов карьера, что резко увеличивает объем вскрышных работ. Так что месторождение будет в основном разрабатываться подземным способом.

Освоение алмазного месторождения ведет горнорудное общество (ГРО) "Катока Лтд" с уставным капиталом в размере 24 млн. долл. Учредителями общества выступили ангольская государственная алмазодобывающая корпорация "Эндиама" (40% акций), АК "Алмазы России - Саха" (40%) и бразильская компания "Одебрешт Майнинг Сервис" (20%). Финансирование проекта осуществлялось за счет коммерческих кредитов, гарантом которых является "АЛРОСА".

Заслуживают внимания условия, в которых АК "АЛРОСА" проводила строительные работы. Завоз 3300 тонн российского оборудования и металлоконструкций осуществлялся по территории, охваченной междоусобной войной. Приходилось договариваться с обеими воюющими сторонами. Неоценимую помощь при этом компании оказал российский посол в Анголе Владимир Раевский.

Компания получила всемерную поддержку со стороны ангольского правительства. До начала освоения месторождения необходимо было освободиться от нескольких тысяч диких старателей. Крайняя нужда толкала их на безнадежные, смертельно опасные поиски алмазов. Похоже, что старательские изыскания на трубке продолжались не один век. Как рассказывали строители, которые проводили вскрышные работы на трубке, человеческие останки пронизывали земные глубины в несколько десятков метров.

В стране продолжается междоусобица. Хотя регулярные антиправительственные войска Савимбы из района месторождения изгнаны, остатки банд еще бродят по провинции. Правительство выделило для охраны территории вокруг промышленного объекта полностью укомплектованный полк численностью в 1200 человек. Правда, материально-продовольственное его обеспечение осуществляется за счет компании. Ядро службы безопасности компании состоит из 250 спецназовцев частной охранной фирмы, которое цементируют подразделения промышленной полиции численностью 650 человек. Издержки компании "Катока" на охрану ежемесячно составляют порядка миллиона долларов.

Последние серьезные столкновения в районе трубки имели место в феврале прошлого года, о чем свидетельствуют гребни из мешков с песком, перекрывающие наиболее опасные направления. Даже сейчас поездка по живописной саванне из аэропорта на объект (всего 30 км) происходит в сопровождении двух джипов с солдатами, вооруженными "калашниковыми" и гранатометами.

Внимание же российского правительства к нашему алмазному монополисту имеет чисто денежное проявление. Ожесточенная борьба внутри кланов российской исполнительной власти за средства компании приводит к тому, что одно из самых эффективных производств (не менее 40% рентабельности) перманентно находится в состоянии финансовой асфиксии ("НГ-политэкономия", # 17, 23.11.99). Имидж АК "АЛРОСА" как надежного заемщика был подмочен, что чуть ли не лишило ее в 1997 году возможности дальнейшего участия в проекте. Компания не могла найти 25 млн. долл., необходимых для завершения работ по первому этапу стройки.

В результате финансовой блокады, в которой оказалась АК "АЛРОСА", она вынуждена была снизить свою долю в совместном предприятии почти на 20% и уступить право реализации продукции "Катоке".

Тем не менее в соответствии с проектом в 1998 году была начата промышленная эксплуатация трубки "Катока". Год работы предприятия полностью подтвердил проектные оценки российских специалистов по рентабельности добычи и средней стоимости алмазов (75 долл. за карат, что выше стоимости наших якутских). Проектная мощность первого этапа - добыча алмазов на 100 млн. долл. Все затраты, по заверению президента АК "АЛРОСА" Вячеслава Штырова, окупятся в 2000 году.

Ангола - одна из многих стран мира, строивших социализм при военной помощи Советского Союза, и одна из немногих, которая ныне не подвержена русофобии. Это в полной мере проявилось во время визита делегации АК "АЛРОСА". Ее принял не только министр геологии и шахт, но и президент Республики Ангола Жозе Эдуарду душ Сантуш.

Позиции правительства Анголы в последние годы серьезно укрепились не только внутри страны, но и на международной арене. Это позволило вплотную заняться экономикой и, в частности, попытаться навести порядок в добыче и реализации алмазов.

По оценке сотрудников российского посольства, Ангола находится на пороге экономического бума. По своим природным богатствам она могла бы поспорить и с Россией. Военные действия резко пошли на убыль. На Западе уже поняли, что легче получить доступ к ангольским природным ресурсам без Савимбы, который еще имеет поддержку со стороны ряда африканских стран. Северные ангольские соседи, правда, в последнее время передрались между собой, что ослабило их поддержку антиправительственных войск.

Предположения относительно экономического подъема подтверждают построенные в последние два-три года многочисленные огороженные поселки в Луанде и ее окрестностях - это зарубежные фирмы обустраивают быт своих сотрудников. По некоторым данным, лучшие нефтяные месторождения застолбили уже американские компании. Особенно сильные позиции имеет "Шеврон".

Россия ушла из этой африканской страны по собственной инициативе, увязнув во внутренних разборках. Конечно, военно-техническое сотрудничество между странами, которое осуществлялось на основе советских кредитов, невозможно поддерживать на прежнем уровне, но и сейчас при минимальной помощи российского правительства основа для него есть. А пока наше место заняли страны - бывшие члены Варшавского блока, страны СНГ и Израиль.

В прежние времена вся громадная морская экономическая зона Анголы практически полностью была отдана в эксплуатацию Министерству рыбной промышленности СССР. Постоянно на вахтовой основе в прибрежной зоне Анголы трудились не менее 5000 рыбаков. Теперь все это в прошлом. Даже трудно сказать, кто в России должен заниматься этой проблемой.

Число советских граждан, занятых в других секторах экономики Анголы, также исчислялось тысячами. Причем спрос на специалистов в области медицины, образования, военной, автомобильной и авиационной техники сохраняется. Попытки российских авиационных фирм выйти на местный рынок услуг правительство пресекло - уж больно много проблем с защитой прав собственных граждан. Это только осложнило работу консульской службы: российские летчики все равно работают в Анголе через фирмы третьих стран с той же степенью риска, но без какой-либо правовой и социальной защиты государства. Получилось, что российским авиаперевозчикам запрещено работать в Анголе, а консульская служба продолжает решать проблемы российских граждан, летчики же бесправны перед работодателем и вынуждены летать на самолетах с сомнительными техническими данными.

Однако вернемся к поездке делегации АК "АЛРОСА" в Анголу. Визит не остался без внимания послов стран, занимающих ведущее положение в мировом алмазо-бриллиантовом комплексе. На открытии выставки присутствовали послы ЮАР, Намибии, Израиля, США и другие.

Внимание к визиту российских алмазников, впрочем, как и выбор времени самого визита, не случайно. Начало реализации второй очереди проекта совпало с попытками правительства Анголы серьезно пересмотреть алмазную политику. В какой-то мере этому способствовала эффективная работа ГРО "Катока". Дело в том, что алмазов добывается на несколько сот миллионов долларов. Скупались камни агентами многих известных компаний, таких, как "Де Бирс", "Лазар Каплан", "ЛИД Лтд". Часть добычи контролируется Савимбой, и выручка идет на закупку вооружений.

Естественно, что такое положение не устраивало правительство Анголы. Его резкие заявления, обвиняющие скупщиков алмазов в финансировании антиправительственных вооруженных формирований, вынудили "Де Бирс" вывести из страны свои закупочные конторы, иначе путь к алмазным месторождениям Анголы для нее был бы закрыт надолго, если не навсегда.

@@@
"АЛРОСА" в Анголе
"АЛРОСА" выйдет на биржи Антверпена
"Мальчишник" под присмотром гризли
Алексей Арбатов: «Любое применение силы создает проблемы»
Африканский союз - мечта или реальность?
В Европе есть ЕС, а в Африке будет АС
В Европу по липовой визе

В Судане похищены китайские нефтяники

@@

Пекин обвиняют в незаконных поставках оружия

2008-10-21 / Владимир Скосырев



В Судане боевики похитили девять китайских нефтяников. Китай – один из крупнейших инвесторов в нефтяную отрасль Судана. Но экспансия в Африку обходится дорого. Нападения на промыслы, разрабатываемые Китаем, совершались не раз. Китай также обвиняют в поставках оружия правительству, ставшему стороной в жестоком этническом конфликте.

Согласно заявлению посольства КНР в Хартуме, трое инженеров и шестеро рабочих, служащих Китайской национальной нефтяной корпорации, были похищены вооруженными людьми на дороге. Посольство пытается установить контакт с налетчиками. Дипломатический источник в Хартуме сообщил агентству AFP, что инцидент произошел около линии, разделяющей воевавшие между собой группировки севера и юга. Этот район находится в бассейне пересыхающей реки Эль-Муглад, где находятся разведанные запасы нефти.

Китай сделал большие капиталовложения в Африке, особенно в нефтедобывающих государствах, таких как Судан. Торговля Китая с Африкой за последние годы удвоилась, и он потеснил старые колониальные державы и превратился во второго по объему товарооборота партнера Черного континента. В прошлом году торговля и другие формы бизнеса между Китаем и Африкой достигли 73 млрд. долл.

Китай импортирует около трети потребляемой им нефти из африканских стран, главным образом из Анголы, Республики Конго, Экваториальной Гвинеи и Судана. Из последней страны он закупает около двух третей добываемой нефти. В то же время, согласно сообщению агентства AP, Пекин поставляет Судану стрелковое оружие. А оно используется в ходе многолетней гражданской войны в районе Дарфур. Как утверждают правозащитники, благодаря торговым связям с Китаем суданские власти получают средства, которые идут на ведение войны против гражданского населения в западной части Дарфура.

Китай, обладающий правом вето в Совете Безопасности ООН, сопротивлялся принятию жестких мер против Судана, которые предлагал Запад. Но недавно в очаг дипломатического конфликта вокруг Дарфура подлил масла обвинитель Международного криминального суда, который предъявил президенту Судана Омар аль-Баширу обвинение в геноциде и потребовал выдать ордер на его арест. Судьи, в свою очередь, потребовали от обвинителя дополнительных материалов и пока не выдали ордер.

@@@
В Судане похищены китайские нефтяники
День Африки в России
Диагноз: война в хронической форме
Жертвы нарушений прав человека требуют компенсаций
Запад не хочет быть миротворцем в Африке
Как одержать победу в борьбе со СПИДом
Канает вор, насадкой лавируя...

Коммюнике совещания "Группы восьми" на Окинаве 2000 года

@@

Документ

2000-07-26 Главным документом завершившегося на Окинаве в воскресенье совещания "Группы восьми" на высшем уровне стало финальное коммюнике, посвященное предлагаемым решениям глобальных проблем главами государств и правительств ведущих индустриально развитых стран мира - Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции, Японии, а также ЕС. Учитывая принципиальную важность этого документа для дальнейшего глобального развития, "Независимая газета", как и в предыдущие годы, предлагает вниманию читателей полный текст коммюнике. В связи с большим объемом документа "НГ" будет печатать его последовательно по частям в нескольких номерах.







Лидеры

ПРЕАМБУЛА

МЫ, РУКОВОДИТЕЛИ восьми крупнейших промышленно развитых государств и Председатель Европейской комиссии, собрались здесь, на Окинаве, на 26-ю встречу на высшем уровне в год, который знаменует собой начало нового тысячелетия. Мы проанализировали проблемы, с которыми столкнулись, и успехи, которых достигли после первой встречи на высшем уровне в Рамбуйе в работе по обеспечению мира и процветания во всем мире, и обсудили ту роль, которую "Группа восьми" должна играть по мере своего развития в XXI веке.

За последнюю четверть XX века мировая экономика достигла небывалого уровня процветания, закончилась "холодная война", а глобализация привела к зарождению единого чувства общности. Фактором, лежащим в основе этого, было распространение во всем мире основных принципов и ценностей, которые последовательно отстаивают участники встреч на высшем уровне: демократии, рыночной экономики, социального прогресса, устойчивого развития и соблюдения прав человека. Вместе с тем мы отчетливо осознаем, что даже сейчас во многих районах мира нищета и несправедливость подрывают человеческое достоинство, а конфликты приводят к человеческим страданиям.

Вступая в новое столетие, мы намерены оставаться лидерами в решении этих застарелых проблем и нести ответственность за это, принимать решительные меры в ответ на возникающие новые вызовы. Мы должны взяться за устранение первопричин конфликтов и бедности. Мы должны смело пользоваться новыми возможностями, которые открывают перед нами новые информационные технологии и науки о жизни. Мы должны признать существование опасений, связываемых с глобализацией, и в то же время подходить к обеспечению максимальных благ для всех. Во всех своих начинаниях мы всегда должны опираться на фундаментальные принципы и ценности как основы более благополучного мира в XXI веке.

В мире, где происходит все более интенсивная глобализация, в условиях растущей сложности связанных с нею вызовов "Группа восьми" должна работать вместе с остальным миром. Мы должны установить новые партнерские отношения со странами, не входящими в "Группу восьми", в частности, с развивающимися странами, международными организациями и гражданским обществом, включая частный сектор и неправительственные организации (НПО). Это партнерство сделает возможности, открываемые XXI веком, доступными для всех.

Мы надеемся, что наши дискуссии на Окинаве внесут позитивный вклад в Саммит тысячелетия ООН, который, как мы ожидаем, сформулирует в духе доклада Генерального секретаря "Мы, народы" то видение, которым будет руководствоваться Организация Объединенных Наций в решении проблем нового века. С этой целью мы продолжим работу по укреплению, повышению действенности и эффективности Организации Объединенных Наций; мы по-прежнему убеждены в необходимости реформ в Организации Объединенных Наций, включая Совет Безопасности.

Занимается заря новой эры. Давайте же вместе пойдем вперед в XXI век с надеждой на то, что он станет веком большего благополучия, большего спокойствия духа и большей стабильности.

НАВСТРЕЧУ XXI ВЕКУ, ВЕКУ БОЛЬШЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Мировая экономика

В XX веке был достигнут беспрецедентный экономический прогресс. Вместе с тем финансовый и экономический кризис последних нескольких лет явился серьезным вызовом для мировой экономики. Совместно со многими нашими партнерами во всем мире мы стремимся к ослаблению неблагоприятных последствий этого кризиса, стимулируя подъем экономики и определяя пути содействия предотвращению будущих потрясений, включая меры по укреплению международной финансовой архитектуры. Рост мировой экономики в этом году будет мощным, и нас особенно воодушевляют темпы возрождения экономики в странах, в наибольшей степени пострадавших от кризиса.

Хотя темпы экономического возрождения в Азии неодинаковы, торговля здесь расширяется, и в некоторых странах действительно достигнуты высокие темпы роста. Усилия по реформированию сейчас должны быть в основном направлены на поддержание того импульса, который материализовался в результате реформ в финансовом и корпоративном секторах, на совершенствование управления и повышение транспарентности в государственном и частном секторах, а также на укрепление систем социального страхования в целях обеспечения активного и устойчивого роста и недопущения нестабильности в будущем.

Несмотря на наблюдаемое в последнее время позитивное развитие в мировой экономике, мы признаем, что это не повод для самоуспокоенности, поскольку процесс глобализации ускоряется, а быстрое распространение информационно-коммуникационной технологии ведет к фундаментальным изменениям в экономике. Есть обнадеживающие признаки новых реалий в области повышения производительности труда в Соединенных Штатах Америки и в меньшей степени в других странах "Группы восьми". Для того чтобы извлечь пользу из имеющихся у нас возможностей, необходимо подтвердить наше неуклонное стремление к структурным преобразованиям экономики наших стран, включая развитие конкуренции и повышение гибкости рынков труда, в основу которых должна быть заложена соответствующая макроэкономическая политика.

Информационно-коммуникационная технология (ИТ)

ИТ расширяет возможности, несет блага всем людям мира и объединяет их, дает возможность самовыражения, узнавать и должным образом уважать друг друга. Она несет в себе огромные возможности для дальнейшего роста экономики, укрепления системы социального обеспечения стран и сплочения общества и тем самым для процветания демократии. Поэтому доступ к возможностям цифровых технологий должен быть открыт для всех.

Мы ясно осознаем, что процесс глобализации и быстрые темпы развития информационной технологии порождают различные опасения. Нам необходимо принять соответствующие меры с тем, чтобы внести успокоение в умы людей. Действуя согласованно, мы сможем максимально увеличить выгоды от информационной технологии и обеспечить, чтобы они стали доступны для тех, возможности которых в этом плане пока ограничены. В этой связи мы приветствуем вклад частного сектора, такой, как Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва Всемирного экономического форума и Глобальный бизнес-диалог по вопросам электронной торговли (ГБДэт).

В поддержку этих целей мы обязуемся добиваться реализации ориентиров и намерений, изложенных в Окинавской Хартии глобального информационного сообщества. Мы учредим Группу по возможностям цифровых технологий, которой будет поручено представить к нашей следующей встрече доклад о своих выводах и рекомендациях относительно глобальных мер, направленных на преодоление существующего на международном уровне разрыва в области информации и знаний.

Развитие

XXI век должен стать веком процветания для всех, и мы выражаем приверженность согласованным целям в области международного развития, включая общую задачу по сокращению к 2015 году доли населения мира, проживающего в крайней нищете, до половины уровня 1990 года.

Мы приветствуем доклад по вопросу о сокращении нищеты, представленный Многосторонними банками развития (МБР) и Международным валютным фондом (МВФ), в соответствии с нашей просьбой, выраженной в Кельне, и будем ожидать получения ежегодных докладов при рассмотрении нами вопроса о дальнейшем продвижении в деле сокращения нищеты во всем мире. Этот доклад свидетельствует о том, что прогресс возможен в тех случаях, когда созданы надлежащие условия для экономического роста и социального развития. Вместе с тем доклад вновь напоминает нам о еще огромных нерешенных проблемах. В мире доля населения, живущего в бедности, сократилась с 29% в 1990 году до 24% в 1998 году, однако 1,2 миллиарда человек по-прежнему живет меньше чем на один доллар в день, причем в рамках отдельных регионов и между ними существуют значительные различия. В частности, во многих развивающихся странах, особенно в Африке, темпы роста остаются слишком низкими. Пандемия ВИЧ/СПИД еще более ухудшает ситуацию.

Как указывается в этом докладе, за последнюю четверть столетия многие государства достигли существенных результатов в борьбе с нищетой, и их пример является источником надежды для других стран. Достигнутые ими успехи показали нам, что с нищетой лучше всего бороться в условиях жизнеспособного, мирного и демократического общества, обеспечивающего свободу и возможности для всех, с находящейся на подъеме открытой экономикой и динамичным частным сектором, и сильным и подотчетным обществу руководством и государственными учреждениями.

Для борьбы с нищетой необходим имеющий прочную и широкую основу равномерный экономический рост, основанный на развитии способностей людей и свободе выбора. В сотрудничестве с частным сектором и набирающим силу гражданским обществом правительства должны создавать экономические и социальные основы для роста широкого частного сектора. Малые и средние предприятия, используя возможности информационных технологий, могут стать мощными инструментами развития. Мы будем работать с развивающимися странами в целях внедрения политики, программ и структур, которые дают людям реальную возможность улучшить свою жизнь. Поэтому мы приветствуем конструктивные дискуссии на 10-й сессии ЮНКТАД в Бангкоке и будем работать в Организации Объединенных Наций и на других форумах в целях дальнейшего сокращения нищеты, особенно в наименее развитых странах.

Мы также приветствуем расширение сотрудничества между МОТ и МФИ по осуществлению надлежащей социальной защиты и основных норм труда. Мы настоятельно призываем МФИ включать вопросы, касающиеся этих норм, в ведущийся ими политический диалог со странами-членами. Кроме того, мы подчеркиваем важность эффективного сотрудничества между ВТО и МОТ в том, что касается социальных аспектов глобализации и либерализации торговли.

Торговля и инвестиции имеют важнейшее значение для обеспечения устойчивого экономического роста и сокращения нищеты. Мы обязуемся уделять больше внимания мерам по укреплению потенциала, связанного с торговлей. У нас вызывает озабоченность тот факт, что некоторые регионы по-прежнему остаются на обочине общего потока прямых иностранных инвестиций и что 48 наименее развитых стран привлекают менее 1% общего объема прямых иностранных инвестиций, направляемых в развивающиеся страны. Мы настоятельно призываем многосторонние организации в области развития и финансовые институты поддержать усилия развивающихся стран, направленные на создание благоприятного торгового и инвестиционного климата, в том числе при помощи Стратегии Всемирного банка по сокращению бедности (ССБ) и Интегрированной программы помощи в сфере торговли ВТО.

Мы особо обеспокоены трудными проблемами, с которыми сталкиваются наименее развитые страны, особенно в Африке, которые не имеют доступа к позитивным результатам глобализации из-за комбинации таких факторов, как конфликты, бедность и слабое управление, ведущих к упадку и усугубляющих друг друга.

Мы привержены мобилизации средств и ресурсов международного сообщества в поддержке и наращивании усилий этих стран в их борьбе и преодолении этих проблем с особым упором на поддержку справедливого распределения преимуществ роста путем осуществления разумной социальной политики, в том числе в области здравоохранения и образования. С этой целью мы предметно договорились о нижеследующем:

- продвигать вперед инициативу по задолженности беднейших стран с большой задолженностью (БСБЗ);

- значительно улучшить доступ на наши рынки;

- укреплять эффективность нашей официальной помощи развитию (ОПР);

- осуществлять широкомасштабный план по борьбе с инфекционными заболеваниями, особенно ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом;

- решительно следовать недавно принятым Дакарским "Рамкам мировых действий в области просвещения" путем выделения дополнительных ресурсов на цели базисного образования;

- обращаться к проблеме расширяющегося цифрового разрыва;

- осуществлять меры по предотвращению конфликтов, включая обращение к проблеме незаконной торговли алмазами. Большое значение в борьбе с нищетой имеет ОПР. Мы также обязуемся повысить действенность нашей ОПР в поддержку усилий, прилагаемых самими странами в борьбе с нищетой, в том числе путем осуществления национальных стратегий в области сокращения нищеты. Мы будем использовать перспективный подход, уделяя больше внимания тем странам, правительства которых продемонстрировали приверженность делу повышения благосостояния своего населения путем подотчетного и транспарентного управления ресурсами, предназначенными для целей развития. С целью повышения эффективности ОПР мы решили не связывать нашу помощь на основе достигнутого на сегодняшний день в ОЭСР прогресса и механизма сбалансированного распределения усилий, о котором мы договоримся с нашими партнерами по ОЭСР. Мы рассчитываем, что это соглашение вступит в силу с 1 января 2002 года. Тем временем мы призываем страны, по-прежнему оказывающие несвязанную ОПР в малых объемах, улучшить эти показатели. Мы будем также стремиться продемонстрировать общественности, что ОПР, имеющая адресную направленность, дает результаты, и на этой основе будем уделять повышенное внимание этому виду помощи. Хорошо скоординированная помощь приносит пользу развивающимся странам, и мы рассмотрим наиболее эффективные методы улучшения такой координации.

Мы также договорились уделять особое внимание трем темам - задолженности, здравоохранению и образованию - как стимулам роста.

@@@
Коммюнике совещания "Группы восьми" на Окинаве 2000 года
Ксенофобия африканцев – от бедности
Максим Медведков: "Президент не требует форсировать присоединение к ВТО"
Москва подсадила Дели на атомные таблетки
Не враги, но и не друзья
Неисследованная радость бытия
ООН не может защитить население Конго

Прокурор подбирается к Чейни

@@

Второй человек в руководстве США может получить повестку в суд

2006-05-15 / Артур Блинов



Вице-президент США Дик Чейни впервые уличен в причастности к политической интриге в вашингтонских коридорах власти, завершившейся нарушением американского закона об обеспечении секретности сотрудников разведки. Федеральный прокурор Патрик Фитцджеральд, занимающийся расследованием дела о раскрытии личности сотрудника ЦРУ Валери Плейм, представил в суд свидетельства того, что Чейни причастен к планированию этой акции.

Напомним: дело об утечке секретных сведений касается событий лета 2003 года. Тогда, 6 июля 2003 года, в газете «Нью-Йорк таймс» было опубликовано письмо американского дипломата, в прошлом посла в одной из африканских стран, Джозефа Уилсона, который оспаривал версию Белого дома о приобретении Ираком урана в африканской стране Нигер. Оказывается, Уилсон ранее выезжал в Нигер по поручению ЦРУ и не нашел подтверждений этому утверждению.

@@@
Прокурор подбирается к Чейни
Российские геополитические рельсы
Скинхеды перешли в наступление
Трайбализм подрывает Африку
Экологи договорились с бизнесменами